Катастрофа 1939 года

22-23 мая 2021 г. на территории посёлка Константиново г. о. Домодедово поисковый отряд «Истокъ» провёл раскопки на месте катастрофы опытного истребителя И-180.

Сведения о катастрофе самолета 80-летней давности у домодедовских краеведов появились давно, но подробности происшествия появились только в прошлом году. Краевед Виктор Ведешкин узнал, что в районе станции Домодедово на самолете И-180 погиб известный летчик-испытатель Томас Павлович Сузи. Чтобы узнать подробности катастрофы к работе подключился поисковый отряд «Истокъ».

В районе Константиновской средней школы отряд обнаружил обломки неизвестного самолета, но определить тип машины по ним было невозможно. Не исключалось, что детали принадлежат сбитому в годы войны самолету – в районе станции проходили и воздушные бои. Разобраться в ситуации помогли раскопки и архивное исследование.

В ходе поисковых мероприятий на поле было выявлено место столкновения самолета с землей, в виде воронки глубиной до 1.6 м, на стенках которой удалось проследить отпечатки от лопастей воздушного винта. Работы проводились в соответствии с методикой классической археологии. В заполнение ямы найдены многочисленные мелкие обломки самолета, среди которых можно выделить заводскую табличку от агрегата, изготовленного в 1939 году, фрагмент конструкции и блок троса с номерами, нанесенными черной краской: 336/…., 336/21… Во множестве обнаружены фрагменты корпуса электроприбора немецкого производства (до войны применение импортных комплектующих не было редкостью), а также осколки остекления кабины и трубки от маслорадиатора. Основная масса обломков имела плохую сохранность, тем не менее найдены фрагменты обшивки (в том числе из фанеры), окрашенные серебристой краской.

Хотя крупных узлов самолета на месте катастрофы не осталось, по имеющимся находкам самолет уверенно идентифицируется как опытный истребитель И-180. Эта машина была выпущена заводом №156 в Москве, окрашена в серебристый цвет, и в заводской документации именовалась «заказ 336». Архивные документы подтвердили наши предположения – аварийный акт указывает именно то место, где найдены обломки, а фотографии 1939 года с места происшествия полностью соответствуют обстановке на месте раскопок и изображению немецкой аэрофотосъемки 1942 года.

Таким образом, установлено точное место гибели полковника Томаса Сузи, погибшего при испытательном полете 5 сентября 1939 года. В этот день предполагалось установить «потолок» (наибольшая высота полета) для второго экземпляра истребителя И-180. Вылетев из подмосковного Щелково (аэродром НИИ ВВС) Т. Сузи достиг Подольска, где развернулся в обратном направлении. Далее со слов очевидцев, самолет вошел в «штопор» на высоте 3000 м, на 250-300 метрах выровнялся, но летчик покинул самолет. Далее И-180 снова вошел в штопор и врезался в землю. Летчик разбился, не раскрыв парашюта.

Так потерпел катастрофу второй экземпляр экспериментального самолета И-180. Напомним, что на первом экземпляре погиб Валерий Чкалов в 1938 году.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*